Вернуться к обычному виду

Состояние конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг (на 01.01.2013 г.)

Состояние конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг обусловлено смешанным типом рынка. Рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется наличием конкурентных и монопольных сегментов.

К конкурентным сферам в жилищно-коммунальном комплексе можно отнести деятельность:

- по управлению многоквартирными домами;

- по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

В силу технологических ограничений, сложившейся системы сетей энергоснабжения, водообеспечения и водоотведения данные секторы рынка имеют низкий потенциал развития конкуренции.

Жилищный фонд Хабаровского края составляет более 29253,1 тыс. кв. м общей площади, в крае эксплуатируется свыше 400 отопительных котельных, 65 дизельных электростанций, 2 345 трансформаторных подстанций, 1 885,2 км тепловых сетей, 8542,5 км электрических сетей (5 688,04 км воздушных линий и 2 854,41 км кабельных линий), 2 300 км сетей водопровода и 1 779 км канализационных коллекторов, 524 водопроводных и канализационных насосных станций, 22 станции водоочистки, 56 станций очистки коммунальных стоков.

На территории края в 2012 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляло деятельность 479 отраслевых предприятий, из них 425 (88,7%) организации частной формы собственности. В муниципальной и государственной собственности находится 54 организации, значительная часть которых(26) является многоотраслевыми предприятиями.

По итогам 2012 года в отрасли работало 22,9 тыс. человек, средняя заработная плата – 22 091 рубля в месяц, рост к 2011 году- 9,6 %.

Увеличилась доля предприятий смешанной и частной формы собственности. Из общего количества - 344 предоставлены в форме общества с ограниченной ответственностью с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более 25%.

По итогам работы за 2012 год предприятиями отрасли оказано услуг на 17,5 млрд. рублей, оплачено потребителями 16,8 млрд. рублей или 95,7 %, что на 0,2 процентных пункта выше, чем за 2011 год.

По состоянию на 01 января 2013 г. в крае насчитывается 26077 многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления, 19974 (76,6%) – дома, где собственники выбрали и реализуют способ управления жилищным фондом. Управление посредством ТСЖ и ЖК реализуют в 8,15% многоквартирных домов, 25,12 % многоквартирных домов управляются управляющей организацией и в 43,33% многоквартирных домов осуществляется непосредственное управление собственниками помещений.

В крае рынок управляющих компаний в основном сформирован, действует 116 организаций, предоставляющих услуги по управлению многоквартирными домами, при этом доля организаций частной формы собственности составила 96,5%.  Отсутствуют управляющие компании в основном в северных районах края (П.Осипенко, Ульчский, Тугуро-Чумиканский, Охотский, Аяно-Майский).  В северных районах в основном собственниками выбирается непосредственный способ управления.

Создание рейтинга управляющих организаций в соответствии с утвержденной методикой оценки эффективности деятельности управляющих организаций и ТСЖ проводится государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд). Оценка в соответствии с методикой проводится Фондом на основании сведений, раскрываемых на официальном сайте, утвержденном приказом министерства регионального развития РФ.

Основными показателями деятельности управляющих компаний для формирования объективного рейтинга является количество жалоб и обращений собственников помещений; наличие решений собственников помещений об утверждении планов ремонта и содержания общего имущества дома; своевременность предоставления отчетности собственникам помещений; объемы, качество и стоимость выполнения работ, выполнение мероприятий по энерго-, ресурсосбережению.

Органами местного самоуправления края проводится работа по составлению реестров организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами с указанием их местонахождения, электронных адресов и контактных телефонов, формируется рейтинг управляющих организаций.

В основном реестры размещаются на официальных сайтах администраций городских округов, районов и поселений, информация публикуется в средствах массовой информации.

По результатам проведения комплекса мер в сфере управления жилищным фондом в соответствии с внесенными в 2011 году в ЖК РФ изменениями, согласно которым при выборе собственниками помещений непосредственного управления в домах с числом квартир более 12 договор на содержание и ремонт общедомового имущества заключается с управляющими организациями, произошло перераспределение договорных обязательств между управляющими организациями и собственниками помещений МКД: управляющая организация предоставляет услуги и выполняет работы по ремонту МКД, а договора на предоставление коммунальных услуг собственники заключают непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, что также способствует развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ.

В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом, выбор управляющей организации относятся к компетенции общего собрания собственников. Собственник вправе  выбрать управляющую компанию в зависимости от стоимости предлагаемых ими услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, при наличии достаточного числа управляющих компаний, конкуренцию на территории Хабаровского края в сфере управления многоквартирными домами и содержания жилищного фонда можно считать сложившейся.

Большинство ресурсоснабжающих организаций жилищно-коммунального комплекса, использующих сложную инженерную сетевую инфраструктуру, являются локальными монополиями (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), что объективно ограничивает возможность развития конкуренции на рынке предоставления услуг. Монополия в данной сфере является объективно обусловленной и предпочтительней, как с технологической, так и с позиций экономической эффективности ее функционирования.

В коммунальном хозяйстве осуществляется структурная реорганизация системы предоставления услуг, ориентированная на привлечение в отрасль эффективного собственника, в том числе путем предоставления в аренду муниципального имущества. В крае доля государственного (муниципального) имущества организаций коммунального хозяйства, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства составила 54,1%. Совокупная стоимость переданного имущества составляет свыше 4000 млн. рублей.

Вместе с тем значительный износ коммунальных сетей затрудняет передачу сетей в частное управление. Протяжённость инженерных коммунальных сетей в крае (тепловые, электрические, водопроводные и канализационные) составляет более 15 тыс. км, из них примерно 7,0 тыс. км нуждаются в замене. В среднем износ инженерных коммуникаций составляет более 60 %. Из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований ежегодно выделяются субсидии на модернизацию коммунальных объектов и приведение инженерных сетей в нормативное состояние. За период с 2008-2011 годы на эти цели, сверх предусмотренных в соответствующих тарифах направлено 880,6 млн. рублей, в том числе 734,7 млн. рублей средств краевого бюджета.