Вернуться к обычному виду

Развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

Отчет

о развитии конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства края за 2010-2012 годы  

и направления деятельности в 2013 году

 

            Меры, принятые в целях развития конкуренции в 2010 -2012 годы

Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан - один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации и Хабаровском крае.

На протяжении последних лет реализация государственной политики в сфере  жилищно-коммунального хозяйства осуществлялась в рамках выполнения мероприятий краевой целевой программы "Жилище", краевых и муниципальных программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов, адресных программ Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 - 2012 годах, краевой и муниципальных программ развития газификации, реализации Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", долгосрочной целевой инвестиционной  программой Хабаровского края на период до 2013 года в рамках реализации федеральных целевых программ и других.

В целях удовлетворения потребностей населения и организаций в качественных и экономически привлекательных жилищно-коммунальных услугах, обеспечивающих благоприятные условия для наиболее комфортного проживания и успешной деятельности, постановлением Правительства Хабаровского края от 07 июня 2012 г. № 185-пр утверждена соответствующая государственная целевая программа «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения».

Для формирования благоприятной конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства министерством проводились мероприятия, направленные на улучшение конкурентной среды в соответствии с утвержденной Программой развития конкуренции на 2010 – 2012 годы (постановление Правительства Хабаровского края от 28 мая 2010 г. № 136-пр):

Оказано содействие органам местного самоуправления в ремонте и модернизации жилищного фонда в части предоставления финансовой поддержки в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

За счет привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  в Хабаровском крае в 2010-2012 годах завершены Адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов общей стоимостью 1926,81 млн. рублей, в том числе средств Фонда 1625,9 млн. рублей, средств краевого бюджета 53,47 млн. рублей, средств местных бюджетов 151,08 млн. рублей, средств собственников помещений многоквартирных домов 96,34 млн. рублей.

За счет привлечения указанных средств в 22 муниципальных образованиях края уменьшен физический износ и восстановлены технико-эксплуатационные качества прочности, устойчивости, надежности инженерного оборудования и строительных конструкций 684 многоквартирных домов общей площадью 2356,12 тыс. кв. метров, а также улучшены условия проживания 92 344 граждан.

В 2011 году  в рамках соглашения с Министерством регионального развития Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Хабаровска выделены финансовые средства в размере 299,561 млн. рублей.

За счет данных средств и средств муниципального бюджета (63,7 млн. рублей) в городе Хабаровске выполнены работы по ремонту 200 дворовых территорий и 33 проездов к многоквартирным домам.

  В 2012 году за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Хабаровского края использовано более 170 млн. рублей на ремонт дворовых территорий и проездов к дворовым территориям населенных пунктов края,

отремонтировано 484 дворовых территорий и 133 проезда.

В рамках выполнения         мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации и капитальному ремонту коммунальных объектов Хабаровского края в 2012 году за счет средств краевого бюджета профинансировано 387,2 млн. руб., местного бюджета - 63,814 млн. руб.

В 2012 году за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов на строительство и капремонт котельных выделено 102,7 млн. рублей; капитальный ремонт и приобретение дизельных генераторов для ДЭС и котельных  – 124,8 млн. рублей, на модернизацию и ремонт инженерных коммунальных сетей 166,9 млн. рублей. Почти 31,0 млн. рублей направлено на строительство водовода в п. Многовершинный Николаевского района. На разработку проектно-сметной документации для газификации Хабаровского района направлено 11,3 млн. рублей. Для приобретения электрооборудования при замене ячеек распредустройств на ЦРП 2 г. Бикин выделено 5,45 млн. рублей. На разработку проектно – сметной документации по водоснабжению и водоотведению с. Троицкое и системы электроснабжения и теплоснабжения п. Софийск - 8,85 млн. рублей.

На мероприятия по газификации котельных края, расположенных в муниципальных районах имени Лазо, Вяземский, Николаевский в 2012 году профинансировано – 116,3 млн. руб., в том числе за счет: краевого бюджета – 81,4 млн. руб., местного бюджета – 34,9 млн. руб.

Проведение данных мероприятий позволяет уменьшить высокий уровень износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, тем самым привлечь на рынок частные компании.

Проводится планомерная работа по привлечению частных инвестиций. С 2011 года на условиях государственно-частного партнёрства реализуется пилотный инвестиционный проект "Реконструкция системы теплоснабжения Охотского муниципального района" с привлечением средств частного инвестора ОАО "Теплоэнергосервис".

В 2011 году из всех источников на реализацию проекта направлено 171,4 млн. рублей, из которых 107,9 млн. рублей - собственные средства ОАО "Теплоэнергосервис. Выполнено строительство водовода, модульной котельной МКУ-17,5 МВт и закрыто 9 котельных. В 2012-м году завершено строительство второй  модульной котельной МКУ-10,5 МВт, которая обеспечит теплоснабжение потребителей центральной части рп. Охотск, что позволило закрыть еще 6 неэффективных котельных. Проложены новые магистральные трубопроводы, соединяющие оптимизированные источники теплоснабжения протяженностью 2,2 км в двухтрубном исчислении, диаметром 100 - 325 мм.

На данные работы направлено 108,6 млн. рублей, из которых 98,1 млн. рублей средства ОАО "Теплоэнергосервис".

Возврат вложенных компанией средств осуществляется за счет сохранения тарифа на прежнем уровне и снижения фактической себестоимости услуги.

Учитывая, что одним из  факторов, сдерживающих развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг является низкая активность населения министерством проводится информационная работа со средствами массовой информация и работа по обучению населения основам управления жилищным фондом.

В этих целях осуществляет свою деятельность краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-курсовой комбинат министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" по обучению и повышению квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих основных профессий жилищно-коммунального комплекса.

За 2012 год учреждением проведено обучение и повышение квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих основных профессий жилищно-коммунального хозяйства в количестве 6 300 человек. Учебно-курсовой комбинат регулярно отслеживает потребность в обучении кадров по проблемным вопросам жилищно-коммунального хозяйства и оперативно формирует программы для их обучения. Ежегодно в крае проводится зональные семинары.

В 2012 году проведены семинары «Об изменении правоотношений в жилищно-коммунальной сфере», «Проблемы и практика оплаты за жилищно-коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды».

В целях содействия самоорганизации граждан  проводится консультационно-разъяснительная работа с населением. В 2012 году специалисты министерства приняли активное участие в выездном приеме Региональной общественной приемной председателя партии "Единая Россия" Д. А. Медведева "Марафон правовой помощи". Цель проведения мероприятий – оказание консультативной помощи по вопросам ЖКХ.

Регулярными стали выступления сотрудников министерства на телевидении,  интервью и статьи о проблемах жилищно-коммунального хозяйства публикуются в журналах и газетах.

Принятые меры позволяют говорить о положительных процессах в развитии конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства края.                              

 

Состояние конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг

Состояние конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг обусловлено смешанным типом рынка. Рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется наличием конкурентных и монопольных сегментов.

К конкурентным сферам в жилищно-коммунальном комплексе можно отнести деятельность:

 по управлению многоквартирными домами;

 по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

В силу технологических ограничений, сложившейся системы сетей энергоснабжения, водообеспечения и водоотведения данные секторы рынка имеют низкий потенциал развития конкуренции.

Жилищный фонд Хабаровского края составляет более 29253,1 тыс. кв. м общей площади, в крае эксплуатируется свыше 400 отопительных котельных, 65 дизельных электростанций, 2 345 трансформаторных подстанций, 1 885,2 км тепловых сетей, 8542,5 км электрических сетей (5 688,04 км воздушных линий и 2 854,41 км кабельных линий), 2 300 км сетей водопровода и 1 779 км канализационных коллекторов, 524 водопроводных и канализационных насосных станций, 22 станции водоочистки, 56 станций очистки коммунальных стоков.

На территории края в 2012 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства  осуществляло деятельность 479 отраслевых предприятий, из них 425 (88,7%) организации частной формы собственности. В муниципальной и государственной собственности находится 54 организации, значительная часть которых(26) является многоотраслевыми предприятиями.

По итогам 2012 года в отрасли работало 22,9 тыс. человек, средняя заработная плата – 22 091 рубля в месяц, рост к 2011 году- 9,6 %.

Увеличилась доля предприятий смешанной и частной формы собственности. Из общего количества - 344 предоставлены в форме общества с ограниченной ответственностью с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более 25%.

По итогам работы за 2012 год предприятиями отрасли оказано услуг на 17,5 млрд. рублей, оплачено потребителями 16,8 млрд. рублей или 95,7 %, что на 0,2 процентных пункта выше, чем за 2011 год.

По состоянию на 01 января 2013 г. в крае насчитывается 26077 многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления, 19974 (76,6%) – дома, где собственники выбрали и реализуют способ управления жилищным фондом. Управление посредством ТСЖ и ЖК реализуют в 8,15% многоквартирных домов, 25,12 % многоквартирных домов управляются управляющей организацией и в 43,33% многоквартирных домов осуществляется непосредственное управление собственниками помещений.

В крае рынок управляющих компаний в основном сформирован, действует 116 организаций, предоставляющих услуги по управлению многоквартирными домами, при этом доля организаций частной формы собственности составила 96,5%.  Отсутствуют управляющие компании в основном в северных районах края (П.Осипенко, Ульчский, Тугуро-Чумиканский, Охотский, Аяно-Майский).  В северных районах в основном собственниками выбирается непосредственный способ управления.

Создание рейтинга управляющих организаций в соответствии с утвержденной методикой  оценки эффективности деятельности управляющих организаций и ТСЖ проводится государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд). Оценка в соответствии с методикой проводится Фондом на основании сведений, раскрываемых на официальном сайте, утвержденном приказом министерства регионального развития РФ.

            Основными показателями деятельности управляющих компаний для формирования объективного рейтинга является количество жалоб и обращений собственников помещений; наличие решений собственников помещений об утверждении планов ремонта и содержания общего имущества дома; своевременность предоставления отчетности собственникам помещений; объемы, качество и стоимость выполнения работ, выполнение мероприятий по энерго-, ресурсосбережению.

Органами местного самоуправления края проводится работа по составлению реестров организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами с указанием их местонахождения, электронных адресов и контактных телефонов, формируется рейтинг управляющих организаций.

 В основном реестры размещаются на официальных сайтах администраций городских округов, районов и поселений, информация публикуется в средствах массовой информации.

По результатам проведения комплекса мер в сфере управления жилищным фондом в соответствии с внесенными в 2011 году в ЖК РФ изменениями, согласно которым при выборе собственниками помещений непосредственного управления в домах с числом квартир более 12 договор на содержание и ремонт общедомового имущества заключается с управляющими организациями, произошло перераспределение договорных обязательств между управляющими организациями и собственниками помещений МКД: управляющая организация предоставляет услуги и выполняет работы по ремонту МКД, а договора на предоставление коммунальных услуг собственники заключают непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, что также способствует развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ.

В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом, выбор управляющей организации относятся к компетенции общего собрания собственников. Собственник вправе  выбрать управляющую компанию в зависимости от стоимости предлагаемых ими услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, при наличии достаточного числа управляющих компаний, конкуренцию на территории Хабаровского края в сфере управления многоквартирными домами и содержания жилищного фонда можно считать сложившейся.

Большинство ресурсоснабжающих организаций жилищно-коммунального комплекса, использующих сложную инженерную сетевую инфраструктуру, являются локальными монополиями (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), что объективно ограничивает возможность развития конкуренции на рынке предоставления услуг. Монополия в данной сфере является объективно обусловленной и предпочтительней, как с технологической, так и с позиций экономической эффективности ее функционирования.

В коммунальном хозяйстве осуществляется структурная реорганизация системы предоставления услуг, ориентированная на привлечение в отрасль эффективного собственника, в том числе путем предоставления в аренду муниципального имущества. В крае доля государственного (муниципального) имущества организаций коммунального хозяйства, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям частной формы собственности, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства составила 54,1%. Совокупная стоимость переданного имущества составляет свыше 4000 млн. рублей.

Вместе с тем значительный износ коммунальных сетей затрудняет передачу сетей в частное управление. Протяжённость инженерных коммунальных сетей в крае (тепловые, электрические, водопроводные и канализационные) составляет более 15 тыс. км, из них примерно 7,0 тыс. км нуждаются в замене. В среднем износ инженерных коммуникаций составляет более 60 %. Из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований ежегодно выделяются субсидии на модернизацию коммунальных объектов и приведение инженерных сетей в нормативное состояние. За период с 2008-2011 годы на эти цели, сверх предусмотренных в соответствующих тарифах направлено 880,6 млн. рублей, в том числе 734,7 млн. рублей средств краевого бюджета.

Проблемы (административные барьеры) для входа на рынок и причины данных проблем.

К барьерам, препятствующим для вхождения на рынок частных компаний, относятся:

высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры и отсутствие инвентаризации коммунального имущества;

высокая капиталоемкость оказываемых услуг и невысокий уровень инвестиций в данную сферу;

недостаточная информированность компаний о возможностях и перспективах рынка;

высокий уровень физического износа жилищного фонда;

непрозрачность рынка жилищных услуг для населения и бизнеса;

административное давление и чрезмерный контроль органов местного самоуправления путем вмешательства в деятельность вновь созданных управляющих компаний;

низкий уровень развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (отдаленные районы края);

низкая активность населения.

Основной причиной возникновения проблем по деятельности управ-

ляющих компаний является несовершенство действующего жилищного законодательства, возможность его несоблюдения с вязи с отсутствием конкретной ответственности.

Наличие фактов расследования использования на рынке

доминирующего   положения, результаты расследований

            В рамках рассмотрения многочисленных обращений граждан, поступающих в министерство ЖКХ края, проведения выездных проверок организации деятельности управляющих организаций и ТСЖ выявлено, что часть управляющих компаний неправомерно приступила к управлению домами: собрания проводились фиктивно, договора большинством собственников не заключались.

При наличии правомерного решения собственников о выборе способа управления домом либо его смене, собственники не могут реализовать своего решения, т. к. поставщики жилищно-коммунальных услуг, муниципальные организации, оказывающие услуги по начислению, сбору платежей граждан за ЖКУ и регистрации по месту жительства (пребывания), отказываются заключать соответствующие договора с управляющими организациями и ТСЖ, выбранными на общих собраниях собственников помещений, со ссылкой на имеющийся договор по данному дому с организацией, от услуг которой собственники фактически отказались.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства информация о выявленных в поступивших обращениях граждан нарушениях жилищного законодательства направляется в прокуратуру края, антимонопольный комитет, органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, органы местного самоуправления для принятия мер по обеспечению жилищных прав собственников помещений многоквартирных домов на самостоятельное принятие решения по управлению общим имуществом дома, оказанию содействия собственникам в реализации принятого ими решения, обеспечению равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм (ст. 165 ЖК РФ) и устранению административных барьеров для развития конкурентных отношений в сфере управления жилой недвижимостью в муниципальных образованиях. Заявителям даются разъяснения действующего законодательства с анализом выявленных нарушений и указанием возможного пути решения спорных ситуаций.

В рамках рассмотрения обращений министерством жилищно-коммунального хозяйства  проводится проверка соблюдения конкурентных условий при организации открытых конкурсов по отбору управляющих организаций в муниципальных образованиях края. По результатам проверки порядка проведения конкурсов даются  предложения органам местного самоуправления по устранению  выявленных нарушений, влияющих на развитие конкурентных отношений в сфере управления многоквартирными домами.

Меры, принятые органами исполнительной власти края на 2013-2015 годы, направленные на развитие конкуренции и преодоление барьеров

            В 2013 году начата работа по созданию общественных организаций, которые помогут контролировать работу управляющих компаний.

            На базе КГФОУ ДО «Учебно-курсовой комбинат министерства жилищно-коммунального хозяйства края» планируется создать краевой центр жилищного просвещения с целевой аудиторией:  руководители ТСЖ, управляющих компаний, представителей общественных организаций, советов многоквартирных домов, граждане.

            В соответствии с Федеральным законом от 03 ноября 2006 г. №174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и постановлением правительства РФ от 18 марта 2008 г. №182 "Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения" данному учреждению утверждено государственное задание по предоставлению образовательных услуг на 2012-2014 годы:

Плановый объем предоставления образовательных услуг в натуральных показателях в 2012-2014 годах, человек

№п/п

Наименование образовательных услуг

Объем предоставляемых образовательных услуг

2012

2013

2014

1

Профессиональная подготовка рабочих

125

128

130

2

Повышение квалификации рабочих

4387

4420

4457

3

Повышение квалификации руководителей и специалистов

850

900

910

 

ИТОГО

5362

5448

5497

  

            На официальном сайте Правительства Хабаровского края размещены:

            -сведения о подведомственных министерству учреждениях, с указанием видов деятельности, учредительных документов;

            -приказ министра жилищно-коммунального хозяйства края от 02.07.2011 № 34 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых краевым государственным автономным учреждением дополнительного образования «Учебно-курсовой комбинат министерства жилищно-коммунального хозяйства края» в качестве основных видов деятельности».

            С 01 января 2013 года краевым государственным подведомственным учреждениям поручено размещать информацию о деятельности учреждения на официальном сайте министерства в сети «Интернет».

            Сайт министерства  является информационным ресурсом для повышения информированности и грамотности граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства края.

            В целях повышения информированности и активности населения в министерстве создается управление по работе с населением, средствами массовой информации и межведомственного взаимодействия.