Вернуться к обычному виду

Часто задаваемые вопросы

1. Вопрос: кто такой концедент и чем он отличается от концессионера?

Ответ: концедент и концессионер – это стороны концессионного соглашения. Концедентом называют муниципальное образование, субъект Российской Федерации или саму Российскую Федерацию, заключающие концессионное соглашение в лице уполномоченных структур (правительств, администраций, министерств, комитетов).

Концессионер – это инвестор, заключающий концессионное соглашение. Концессионером может выступить юридическое лицо (товарищество) или индивидуальный предприниматель. Для ряда случаев Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" устанавливает ограничения по возможности заключения концессионных соглашений в коммунальной сфере для иностранных инвесторов.

2. Вопрос: концессия влечет рост тарифов на коммунальные услуги?

Ответ: рост тарифа не обязательное, но частое явление при реализации концессионного соглашения. Увеличение тарифа, устанавливаемого для концессионера, в первую очередь, обусловлено тем, что в ранее действовавший тариф не был включен ряд значимых расходов эксплуатирующей организации: средства на капитальный и текущий ремонт оборудования, капитальные вложения на реконструкцию действующих коммунальных объектов и строительство новых.

Подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций сегодня работают в рамках договоров аренды. Такие организации не стремятся улучшить качество предоставляемых услуг по водо-, теплоснабжению или водоотведению, заменить изношенные сети и оборудование. Итогом работы арендаторов становится имущество, дальнейшая эксплуатация которого становится череда аварий.

Таким образом, рост тарифа без концессии действительно может отсутствовать, но качество коммунальных услуг при этом не соответствует нормам, а частота отключений подачи воды и тепловой энергии может повлечь к введению режима чрезвычайной ситуации.

Кроме того, в соответствии с бюджетным законодательством концессионер является плательщиком налога на добавленную стоимость – НДС, который также включается в тариф. С 01 января 2019 г. НДС увеличен до 20%. В настоящее время Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд законопроектов по исключению (снижению размера) НДС из стоимости коммунальных услуг и выведению НДС из обязательных налогов для концессионера.

Однако, обращаем внимание, что Правительством Российской Федерации рост платы граждан за коммунальные услуги жестко ограничен. Тариф для населения не может расти на любую удобную для инвестора величину.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р на период 2019 – 2023 гг. установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Для жителей Хабаровского края существует дополнительная защита от роста тарифа на услуги теплоснабжения – так называемый "предельный губернаторский тариф".

Ежегодно Губернатор Хабаровского края утверждает предельные максимальные тарифы на тепловую энергию. Выше такого тарифа граждане услугу не оплачивают, разницу, сложившуюся между "губернаторским" и фактически установленным тарифом, ресурсоснабжающей организации обязан компенсировать краевой бюджет.

Кроме того, с 01 января 2017 г. концессионные соглашение, заключаемые муниципальными образованиями Хабаровского края, в качестве третьей стороны подписывает Губернатор, Председатель Правительства Хабаровского края.

Перед подписанием, проект муниципальной концессии проходит процедуру согласования в органах государственной власти края, где отдельное внимание уделяется эффективности включаемых в концессионное соглашения мероприятий и потенциальному росту тарифа.

3. Вопрос: минимальные срок, на который заключается концессионное соглашение, составляет пять лет.

Ответ: нет, никаким актом не установлен минимальный или максимальный срок действия концессионного соглашения. Срок действия концессии устанавливается, исходя из периода реализации мероприятий по созданию (реконструкции) объектов коммунального хозяйства и периода окупаемости вложенных концессионером инвестиций.

Кроме того, качественно подготовленное концессионное соглашение объективно следует заключать на длительный период.

В практике субъектов Российской Федерации встречаются случаи заключения концессионных соглашений на срок и три года, и 50 лет.

4. Вопрос: с приходом в поселение новой организации (концессионера) сотрудники предыдущей эксплуатирующей организации останутся без работы.

Ответ: на практике заменить полный штат персонала действующей организации сложно и неэффективно.

По закону, при соблюдении ряда условий отбора, концессионером может стать любая организация, в том числе, и та, которая уже эксплуатирует (например, по договорам аренды)объекты, передаваемые в концессию.

Однако, даже в случае признания концессионером сторонней компании, к примеру, пришедшей из западных регионов России, такой концессионер не везет с собой персонал, а набирает сотрудников с привязкой к месту реализации концессионного соглашения.

Кроме того, как правило, сторонние инвесторы приходят в новый регион посредством открытия филиала, выполняющего функции администрирования деятельности, а для осуществления производственных работ заключается договор с действующими сотрудниками или ресурсоснабжающими организациями. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионер вправе привлекать третьих лиц к исполнению концессионного соглашения, при условии, что концессионер несет ответственность за действия таких лиц.

5. Вопрос: в чем отличие концессионного договора от концессионного соглашения?

Ответ: разницы не существует. Единственный закон, регулирующие отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессий – это Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ "О концессионных соглашениях", который вводит термин "концессионное соглашение".

Правильное наименование – концессионное соглашение. Понятие "концессионный договор" или "договор концессии" используется для указания на сам подписываемый документ, а "концессионное соглашение" - это более широкое понятие, включающее всю совокупность отношений концедента, концессионера и других лиц, права и интересы которых затрагивает реализация концессии.

Реже можно встретить термин "концессионный проект", однако, в нормативных правовых актах Российской Федерации такое понятие не используется.

Понятие "проект концессии" или "проект концессионного соглашения" подразумевает указание на планируемое к заключению концессионное соглашение, шаблон договора концессии, находящий в разработке.

6. Вопрос: на основе инвестиционной программы заключается концессионное соглашение.

Ответ: нет, все исполняется в обратном порядке. Инвестиционная программа – это документ, разрабатываемый ресурсоснабжающей организацией, в котором закрепляются конкретные мероприятия по строительству или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, сроки их реализации, объемы и источники финансирования таких мероприятий.

Ресурсоснабжающей организация признается тогда, когда получает права владения и (пользования) на объекты коммунальной инфраструктуры. Для чего организация заключает договор аренды, концессионное соглашение, договор безвозмездного пользования и т.п.

Нет концессионного соглашения – нет основания пользоваться объектами коммунальной инфраструктуры, а, значит, и разрабатывать инвестиционную программу в отношении "чужих" объектов организация не имеет права.

Инвестиционную программу может разработать не только концессионер, но и МУП, к примеру. Наличие инвестиционной программы – обязательное требование к ресурсоснабжающим организациям, которые планируют строительство или реконструкцию объектов коммунального хозяйства. Кроме того, именно инвестиционная программа позволяет включить инвестиционную составляющую в тариф организации.

7. Вопрос: зачем нужна финансово-тарифная модель?

Ответ: финансово-тарифная модель позволяет спрогнозировать ход реализации концессионного соглашения или любого другого инвестиционного проекта.

Благодаря модели на этапе подготовки документации для заключения концессионного соглашения и организатор конкурса, и потенциальный инвестор могут увидеть изменения тарифа в период действия концессии, срок окупаемости инвестиций и потребность в получении заемных или бюджетных средств.

Кроме того, с помощью финансово-тарифной модели рассчитываются параметры, включаемые в тариф концессионеру, а также минимально необходимый срок действия концессионного соглашения.

С шаблоном финансово-тарифной модели в сфере теплоснабжения можно ознакомиться в разделе "Инвестору".

8. Вопрос: что происходит с коммунальными объектами по завершении концессионного соглашения?

Ответ: объекты концессионного соглашения возвращаются собственнику.

Суть концессионного соглашения заключается в том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в концессию для реализации инвестором (концессионером) мероприятий по улучшению характеристик такого имущества без оформления права собственности концессионера на эти объекты.

Договор концессии закрепляет обязанность концессионера вернуть объекты, переданные по концессии, в определенном концессией состоянии. Кроме того, по общему правилу, концессионер осуществляет текущий и капитальный ремонт объектов концессии и иного переданного ему имущества.

Имущество тепло-, водоснабжения и водоотведения, пробывшее в эксплуатации более пяти лет, по окончании концессионного соглашения по закону необходимо снова передавать в концессию.

Концессионер, реализовавший концессионное соглашение не имеет преимущественных прав по выкупу имущества концессии или заключению нового концессионного соглашения в отношении такого имущества.

9. Вопрос: Возможно ли передать в рамках единого концессионного соглашения все объекты коммунальной инфраструктуры края?

Ответ: законом такое не допускается. Во-первых, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ "О концессионных соглашениях" устанавливает ограничение по передаче одним лотом объектов, относящихся к разным сферам коммунального хозяйства (тепло-, водо-, электроснабжение и др.).

Во-вторых, укрупнение объектов даже в рамках одного муниципального района не должно противоречить основам конкуренции и вести к ограничению прав хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, если объекты коммунальной инфраструктуры находятся в собственности у различных муниципалитетов (субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации) и при этом образуют единый технологический комплекс, собственники вправе объявить совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения.

По итогам проведения совместного конкурса каждое муниципальное образование и (или) субъект Российской Федерации заключает с одним концессионером отдельное концессионное соглашение.

10. Вопрос: может ли муниципальное образование заключить концессионное соглашение без участия субъекта Российской Федерации?

Ответ: с 01 января 2017 г. такая возможность оставлена только тем муниципалитетам, которые наделены полномочиями по тарифному регулированию услуг коммунального комплекса.

В Хабаровском крае вопросы тарифного регулирования находятся в ведении комитета по ценам и тарифам Правительства края, таким образом, все концессионные соглашения, заключаемые от имени муниципальных образований края, должны быть подписаны в качестве третьей стороны Губернатором, Председателем Правительства края.

11. Вопрос: субъект Российской Федерации как третья сторона концессионного соглашения обязан возместить концессионеру стоимость коммунальных услуг, неоплаченных потребителями.

Ответ: нет, законом такая обязанность на субъект Российской Федерации не возложена.

Вместе с тем, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ "О концессионных соглашениях" оставляет субъекту Российской Федерации как третьей стороне концессионного соглашения возможность установить собственными нормативными правовыми актами дополнительные обязанности по исполнению муниципальных концессионных соглашений.

На территории Хабаровского края подобные акты не приняты.

Вместе с тем, органами исполнительной и государственной власти края согласован примерный Порядок возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов Концессионера при прекращении концессионного соглашения, в том числе при досрочном расторжении концессионного соглашения, за счет средств бюджета Хабаровского края, в котором подробно описывается механизм получения концессионером выплат из краевого бюджета.

12. Вопрос: концессионер автоматически становится управляющей компанией многоквартирных домов в поселении.

Ответ: нет, определение способа управления многоквартирными домами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115‑ФЗ "О концессионных соглашениях" не регулирует отношения по отбору управляющей компании.