Вернуться к обычному виду

Применение концессионных соглашений для развития коммунальной инфраструктуры края в 2017-2019 годах

19.07.2019

Татьяна Владимировна, добрый день! Чем обусловлена актуальность применения концессионных соглашений для развития коммунальной инфраструктуры края?

Т.В.: По состоянию на 01 апреля текущего года на территории Хабаровского края расположено более 14 тысяч объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры.

Состояние этих объектов характеризуется высокой степенью изношенности (более 60 процентов).

Для приведения в надлежащее состояние объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения, согласно схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, требуется порядка 153 млрд. рублей.

Однако дотационность местных бюджетов не позволяет выполнить работы по реконструкции и модернизации указанных объектов коммунальной инфраструктуры без привлечения частных инвестиций.

В Хабаровском крае кто является сторонами заключаемых концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства?

Т.В.: Концессионные соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в крае заключаются между органами местного самоуправления и инвесторами. С 01 января 2017 года третьей стороной по этим соглашениями в обязательном порядке участвует Губернатор Хабаровского края для повышения уровня значимости концессий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, закрепления гарантий по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами и методом регулирования тарифов и т.д.

Необходимо также отметить, что для надлежащей подготовки проектов концессионных соглашений, между муниципальными образованиями и Правительством края заключены соглашения о взаимодействии по рассмотрению проектов муниципальных концессий органами исполнительной власти края до принятия муниципалитетами решений об объявлении конкурсов.

Какие проекты реализованы в крае в рамках концессионных соглашений для развития коммунальной инфраструктуры?

Т.В.: Наиболее крупными проектами, реализованными в рамках концессионных соглашений, являются "Реконструкция системы водоотведения р.п. Переяславка" и "Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын", к софинансированию которых были привлечены средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Что было сделано благодаря реализации проекта "Реконструкция системы водоотведения в р.п. Переяславка"?

Т.В.: Проект "Реконструкция системы водоотведения в р.п. Переяславка" реализован на территории бывшего военного городка Переяславка-2, который ранее принадлежал Министерству обороны РФ. Имущество было передано в муниципальную собственность в крайне изношенном состоянии.

Хозяйственно-бытовые сточные воды п. Переяславка-2 сбрасывались на рельеф и в реку Кия без очистки.

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом "Реконструкция системы водоотведения р.п. Переяславка", позволила построить до этого отсутствующую в муниципальном образовании централизованную систему водоотведения с организованным сбором, очисткой и сбросом очищенных сточных вод.

Мероприятия по строительству новых и реконструкции существующих объектов производились в течение 2016 – 2017 гг. В процессе реализации проекта применены новые технологии и современное оборудование, произведенное в России. Биологическая очистка стоков происходит с использованием мембранного биореактора. Технологический процесс полностью автоматизирован.

Какие особенности реализации данного проекта Вы могли бы отметить?

Т.В.: Одной из ключевых особенностей проекта "Реконструкция системы водоотведения в р.п. Переяславка" является его результат - создание современной системы водоотведения при оптимальном тарифе и сроке концессии. Это стало возможным благодаря государственной поддержке, а именно участию в реализации проекта средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в объеме 60 процентов от общей стоимости проекта, а также софинансированию проекта из консолидированного бюджета края в объеме 18,9 процентов от стоимости проекта.

Тариф до реализации проекта составлял 30 рублей 40 копеек за 1 куб. м отведенных стоков – фактически без очистки. После реализации проекта и ввода объекта в эксплуатацию тариф составляет 50 рублей 73 копейки.

При реализации проекта только за счет средств инвестора, срок окупаемости инвестиций составил бы около 30 лет при росте тарифа для потребителя в три раза. Что не приемлемо ни для инвестора, ни для потребителей.

Насколько значимым для развития коммунальной инфраструктуры края стал проект "Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын"?

Т.В.: Долгие годы основными проблемами коммунального хозяйства поселка Чегдомын были высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений, неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов в процессе производства и транспортировки до потребителей и т.д.

Негативное влияние на экологическую обстановку поселка, ненадлежащее обеспечение жителей услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению оказывала котельная № 29, построенная еще в 1973 году и расположенная в центре населенного пункта.

В ходе реализации проекта "Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын" была оптимизирована система теплоснабжения путем реконструкции котельных № 1 и № 2, построены тепловые сети от котельной № 1 до котельной № 29, реконструированы существующие тепловые сети, построена бойлерная 29 квартала.

Реализации проекта была направлена на повышение надежности системы теплоснабжения в поселке, на ее развитие. Позволила значительно сократить расходы топлива, снизить потери тепловой энергии при транспортировке по тепловым сетям, увеличить надежность системы теплоснабжения, улучшить экологическую ситуацию в поселке.

Как Вы считаете, эффективна ли концессии как механизм развития коммунальной инфраструктуры?

Т.В.: Приведенные примеры показывают, что концессия как механизм привлечения средств, безусловно, работает. Рынок ЖКХ стал интересен инвесторам.

Однако, учитывая климатические особенности края, низкую плотность населения, небольшие объемы реализации услуг, сложную логистику территории, ограничение тарифов, инвестор на концессию идет в основном с условием государственной поддержки.

Какие еще концессионные соглашения заключены в крае?

Т.В.: В настоящее время завершены конкурсные процедуры и заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения пос. Новый Ургал. Концессионное соглашение заключено на 15 лет.

Предельный размер расходов по соглашению составляет около 306 млн. рублей (без НДС, с учетом платы концедента).

Заданием концессионеру определены такие мероприятия, как замена котлов, реконструкция системы очистки уходящих газов, установка прибора учета вырабатываемой тепловой энергии, реконструкция 2,4 км сетей теплоснабжения, в том числе увеличением диаметра трубы, замена сетевых насосов и т.д.

Какой эффект планируется от реализации данных мероприятий?

Т.В.: Реализации мероприятий, определенных в рамках концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения пос. Новый Ургал, позволит повысить надежность системы теплоснабжения поселения, а также снизить удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии и технологические потери при передаче тепловой энергии по тепловым сетям.

Планируется ли в ближайшее время заключение концессионных соглашений?

Т.В.: В настоящее время готовится конкурс на концессию в отношении объектов теплоснабжения г.п. Эльбан Амурского района. Объекты переданы в краевую собственность.

Подготовлены и направлены в комитет по ценам и тарифам долгосрочные параметры регулирования концессионера. В ближайшее время, после согласования комитетом параметров будет объявлен конкурс.

Также планируется проведение конкурса в отношении объектов теплоснабжения г. Советская Гавань.

Какие выводы можно сделать, говоря о применении концессии для развития коммунальной инфраструктуры края?

Т.В.: Концессионное соглашение как механизм развития коммунальной инфраструктуры имеет как свои плюсы, так и минусы.

К положительным характеристикам концессии можно отнести экономию топлива, электроэнергии, снижение технологических потерь, а также экономию бюджетных средств, так как концессионер самостоятельно проектирует, строит, а в последующем и эксплуатирует новые объекты и заинтересован в максимально эффективном управлении данными объектами.

Среди минусов концессии, в первую очередь, необходимо отметить увеличение регулируемого тарифа (в тариф включается амортизация и нормативная прибыль как источники возврата инвестиций, включаются расходы по обслуживанию заемных средств). Как следствие, увеличиваются расходы краевого бюджета на субвенции.


Возврат к списку