Вернуться к обычному виду

Концессионные соглашения в коммунальной отрасли края

12.04.2019

Тема концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на протяжении последних лет не теряет актуальности. На концессию, а точнее концессионеров возлагаются большие надежды по восстановлению изношенных систем коммунальной инфраструктуры страны. О важности концессионных соглашений говорят и на федеральном, и на региональном уровнях.

О том, что такое концессионные соглашения и как механизм концессии применяется в коммунальной отрасли края, расскажет начальник управления инвестиционной политики и развития коммунальной инфраструктуры министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края – Татьяна Владимировна Власкина.

 Татьяна Владимировна, знают ли в Хабаровском крае о концессиях? Насколько институт концессионных соглашений проник в краевое коммунальное хозяйство? 

Т.В.: Хабаровский край не остался в стороне от современных тенденций развития коммунальной отрасли. Несмотря на территориальную удаленность от центральных регионов России заключать концессионные соглашения в крае начали еще в 2012 году.

На сегодняшний день концессия является наиболее перспективной формой сотрудничества государства и бизнеса. Концессия закрепляет и гарантирует ряд взаимовыгодных условий реализации инвестиционного проекта как для частной стороны, так и для государственной или муниципальной власти.

В настоящее время в крае в сферах тепло-, водоснабжения, водоотведения и обращения с отходами действует 44 концессионных соглашения, заключенных как от имени муниципальных образований, так и от имени края. Общий объем капитальных вложений в коммунальную отрасль в период действия концессий оценивается в более чем 1,4 млрд. рублей. 

Действительно ли концессия влечет рост тарифов на коммунальные услуги? 

Т.В.: Рост тарифа не обязательное, но частое явление при реализации концессионного соглашения.

Подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций сегодня работают в рамках договоров аренды, условиями которых не закреплены обязательства организации по улучшению качества предоставляемой услуги по водо-, теплоснабжению или водоотведению, замене изношенных сетей и оборудования. Соответственно, траты на такие мероприятия в тарифе у ресурсоснабжающей организации отсутствуют.

Суть концессионного соглашения состоит в том, чтобы предоставить потребителям действительную качественную коммунальную услугу, будь то чистая вода из крана или горячие радиаторы зимой.

Увеличение тарифа, устанавливаемого для концессионера, в первую очередь, обусловлено тем, что в ранее действовавший тариф не был включен ряд значимых статей расходов: средства на капитальный и текущий ремонты оборудования, вложения на реконструкцию действующих коммунальных объектов и строительство новых.

Сохранение тарифа на действующем уровне или даже его снижение чаще всего характерно для концессионных соглашений в сфере теплоснабжения при внедрении новых технологий для снижения себестоимости коммунальной услуги в 2-3 раза, в том числе, за счет перевода системы на более экономичные виды топлива.

Технологический процесс водоснабжения и водоотведения не обладает таким потенциалом к сокращению расходов на производство питьевой высокого качества воды и безопасное очищение стоков. Здесь рост тарифа неизбежен и обоснован. 

Татьяна Владимировна, а НДС? С нового года мы все прочувствовали рост цен, связанный с увеличением ставки по этому налогу. 

Т.В.: Да, налог на добавленную стоимость также увеличивает тариф.

В соответствии с налоговым законодательством концессионер в обязательном порядке выступает плательщиком этого налога.

Однако, обращаю внимание, что рост платы граждан за коммунальные услуги Правительством Российской Федерации жестко ограничен. Тариф для населения не может расти на любую величину.

Распоряжением Правительства Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р) на период 2019 – 2023 гг. установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Для жителей Хабаровского края существует дополнительная защита от роста тарифа на услуги теплоснабжения – так называемый "предельный губернаторский тариф".

Ежегодно Губернатор Хабаровского края утверждает предельные максимальные тарифы на тепловую энергию. Выше такого тарифа граждане услугу не оплачивают, разницу, сложившуюся между "губернаторским" и фактически установленным тарифом, ресурсоснабжающей организации компенсирует краевой бюджет.

Кроме того, благодаря поправкам в закон о концессиях (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"), все концессионные соглашения в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения проходят через руки специалистов краевого Правительства. Органы государственной власти края вопрос возможного роста тарифа прорабатывается еще на стадии подготовки к заключению концессионного соглашений. 

Татьяна Владимировна, о каких поправках идет речь? Что это дает для коммунальной сферы? 

Ответ: С 01 января 2017 г. все концессионные соглашения, заключаемые муниципалитетами, не наделенными полномочиями по тарифному регулированию, в обязательном порядке подписывает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или Правительства такого региона.

В Хабаровском крае вопросы тарифного регулирования находятся в ведении комитета по ценам и тарифам Правительства края, таким образом, все концессионные соглашения в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры подписываются Губернатором, Председателем Правительства края.

Подобные меры призваны повысить привлекательность сферы ЖКХ для инвесторов.

Участие субъекта в муниципальных концессиях позволяет закрепить гарантии концессионера по установлению тарифа, обеспечивающего возврат вложенных инвестиций и определенный уровень прибыли. 

Татьяна Владимировна, складывается впечатление, что механизм концессии проработан со всех сторон. Почему бы не заключить одно концессионное соглашение и передать все коммунальные объекты края в одни руки? 

Т.В.: Не стоит забывать про антимонопольное законодательство и ответственность за его нарушение. Подобные действия обрушат конкуренцию на рынке коммунальных услуг в крае.

Во-первых, законом ограничена возможность передачи в рамках одного концессионного соглашения объектов, относящихся к разным сферам коммунального хозяйства (тепло-, водо-, электроснабжение и др.).

Во-вторых, укрупнение объектов даже внутри муниципального района не должно противоречить основам конкуренции и вести к ограничению прав хозяйствующих субъектов (организаций).

Концессионное соглашение заключается на принципах равноправия всех заинтересованных лиц, по итогам конкурентных, конкурсных процедур.

Вместе с тем, если объекты коммунальной инфраструктуры находятся в собственности у различных муниципалитетов (субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации) и при этом образуют единый технологический комплекс, собственники вправе объявить совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения.

По результатам проведения совместного конкурса каждое муниципальное образование и (или) субъект Российской Федерации заключает с одним концессионером отдельное концессионное соглашение. 

Можно ли уже сегодня говорить о каких-то результатах применения механизма концессии в крае? 

Т.В.: Да, конечно, жители края уже почувствовали положительный эффект реализации концессионных соглашений.

Ярким примером тому служит проект модернизации "Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын".

В р.п. Чегдомын концессионером полностью модернизирована существующая схема теплоснабжения: заменено и построено порядка 12 км тепловых сетей, реконструированы две котельные, построена новая бойлерная. Указанные мероприятия позволили обеспечить потребителей качественной коммунальной услугой теплоснабжения и избавить людей от выбросов угольной котельной, расположенной в центре жилого массива. Теплоснабжение от котельной № 29, долгое время отравлявшей воздух поселка, наконец, прекращено.

Хотелось бы отметить, что реализация проекта модернизации стала возможна, в том числе, благодаря финансовой поддержке государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Хабаровский край защитил в Фонде заявку и получил софинансирование в размере 238 млн. рублей. 

Татьяна Владимировна, спасибо за интервью. Надеемся, институт концессии продолжит развиваться, и результаты работы концессионеров станут доступны каждому жителю края. 

Т.В.: Спасибо за интересные вопросы. Работа по развитию коммунального хозяйства края, безусловно, будет продолжена, а эффективная работа концессионера в р.п. Чегдомын послужит примером для других инвесторов.


Возврат к списку