Вернуться к обычному виду

Концессия в коммунальном комплексе Хабаровского края

10.08.2018

В Хабаровском крае с 2015 года коммунальные объекты активно стали передаваться на эксплуатацию частным компаниям на условиях концессии. Что такое концессия? И почему передача осуществляется именно с привлечением этого механизма? Об этом и о многом другом – в интервью с начальником управления инвестиционной политики и развития коммунальной инфраструктуры министерства ЖКХ Хабаровского края Власкиной Татьяной Владимировной.

Татьяна Владимировна, что же такое концессия?

- Концессия – это форма государственно-частного партнёрства, это вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, которые обычно оказывает государство, на взаимовыгодных условиях.

Концессия в широком смысле – это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности.

Чем обусловлена необходимость применения данного механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства?

- Отвечая на этот вопрос, в первую очередь, необходимо отметить, что долгие годы объектами коммунальной инфраструктуры пользовались организации, как коммерческие, так и муниципальные, государственные на условиях аренды или по договорам хозяйственного ведения (МУПы, ГУПы) или оперативного управления (казенные). Как правило, предприятия осуществляли только эксплуатацию объектов. В редких случаях в таких договорах были обязательства арендатора или пользователя по реконструкции и (или) модернизации переданных объектов.

Соответственно, коммунальная инфраструктура за этот период значительно износилась, морально и физически устарела. Участились сбои в работе оборудования. Все это приводит к значительным потерям коммунальных ресурсов, что в свою очередь влечет увеличение затрат на производство и реализацию таких ресурсов.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, с 2015 года на федеральном уровне был принят ряд поправок в федеральные законы, по которым передача права владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры, после сдачи в эксплуатацию которых прошло более пяти лет, теперь должна осуществляться только по концессионным соглашениям.

Но почему именно концессия? Чем же так хорош этот механизм?

- Механизм концессии позволяет решить ряд важнейших задач.

Во-первых, новая бизнес-модель позволяет выйти на новый уровень финансирования инновационных программ.

Во-вторых – определить те цели, которые необходимо достичь в рамках инвестиционной программы.

В-третьих, концессионер берет на себя долгосрочное обязательство по модернизации инфраструктуры, которую он принимает в концессию на основе программы модернизации (схемы теплоснабжения, водоснабжения), утвержденной муниципалитетом и способной интегрировать комплексный подход для ее реализации.

Не менее важно, что концессия позволяет построить комплексную инвестиционную программу, которая не ограничивается нишами с высокой рентабельностью, а охватывает систематическое обновление всех активов.

Более того, срок действия договора концессии и стабильность тарифных механизмов позволяют финансовым учреждениям предоставлять более дешевые кредиты.

Еще одним достоинством концессионной модели является то, что она объединяет операционную деятельность с инвестициями.

Что означает заключение концессионного соглашения для каждой из его сторон? Каковы ключевые этапы, особенности его оформления?

- По концессионному соглашению одна сторона – владелец имущества (муниципалитет или субъект Российской Федерации, либо Российская Федерация) передает другой стороне – концессионеру (частной компании) во владение и пользование объекты муниципальной или государственной собственности на определенный срок с обязательным условием их реконструкции или модернизации для достижения определенных показателей – результатов. Так же по концессии может быть предусмотрено строительство новых объектов, которых ранее не существовало. При этом собственником по таким объектам остается государство.

Срок концессии определяется сроком проведения мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, а также сроком по возврату вложенных инвестором инвестиций.

Возврат вложенных инвестором инвестиций осуществляется через долгосрочные тарифы, которые устанавливаются на основании параметров концессии. Эти параметры определяются еще до заключения соглашения.

То есть, концессионер еще до заключения концессионного соглашения для себя должен понимать, какие объекты ему передадут, в каком они состоянии, что необходимо с ними сделать, кокой должен получиться результат, сколько на это необходимо средств и как эти средства будут ему возвращены.

Следует отметить, что механизм концессии достаточно сложный.

Задание концессионеру, то есть что нужно сделать, формируется на основании схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые утверждают органы местного самоуправления. В настоящее время не все муниципальные образования края имеют качественные схемы. Их можно ежегодно актуализировать на определенных условиях. Таким условием является проведение технического обследования коммунальных объектов.

Далее необходимо рассчитать оптимальную финансово-тарифную модель, чтобы проект был окупаем в разумный срок, при этом тариф для потребителей вписывался в установленный на территории рост платы граждан. Если такие сценарные условия добиться невозможно (либо срок возврата слишком большой, либо тариф для потребителей не приемлем), необходимо предусматривать средства муниципального бюджета или бюджета субъекта для софинансирования такого проекта, то есть предусматривать плату концедента.

Когда в Хабаровском крае стал применяться механизм концессии?

- Хабаровский край активно включился в работу по передаче объектов в концессию с 2015 года.

С 2015 года по настоящее время в крае заключено 42 концессионных соглашения. Концессионерам передан 221 объект коммунальной инфраструктуры. Общий объем средств для строительства, реконструкции и модернизации объектов по заключенным концессиям составляет 1521,0 млн. рублей, из них обязательства концессионера – 968,2 млн. рублей.

Однако, реально работающих концессий, то есть по которым сегодня осуществляется комплексная реконструкция коммунальных объектов с привлечением частных инвестиций, не много.

Не могли бы Вы привести несколько примеров наиболее успешных концессий на территории края?

- Хотелось бы отметить два проекта, которые реализуются в крае по форме концессии. Это проект "Реконструкция системы водоотведения в р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо" и проект "Реконструкция системы теплоснабжения в р.п. Чегдомын".

Данные проекты реализуются в том числе с привлечением финансовой поддержки государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Чем обусловлена необходимость реконструкции системы водоотведения в Переяславке и есть ли уже результаты реализации данного проекта модернизации?

- Система водоотведения п. Переяславка-2 состояла из канализационной сети 1987 года постройки протяженностью 5,2 км и представляла собой самотечный коллектор, собирающий стоки от всех потребителей, и решетки для механической очистки стоков.

Хозяйственно-бытовые сточные воды п. Переяславка-2 сбрасывались на рельеф и в реку Кия без предварительной обработки на очистных сооружениях канализации. Лабораторные исследования проб очищенных сточных вод не производились. Эксплуатация такой системы водоотведения экологически небезопасна и могла привести к возникновению аварийных ситуаций. Таким образом, необходимость реконструкции подобной системы водоотведения просто очевидна.

Следует отметить, что проект "Реконструкция системы водоотведения в р.п. Переяславка" реализует общество с ограниченной ответственностью "АмурТермоЭнерго", которое в 2016 году по результатам заявленной инициативы заключило концессионное соглашение с муниципальным районом имени Лазо.

Объектом концессии являются объекты водоотведения бывшего военного городка Переяславка-2, которые практически полностью разрушены. Кроме того, отсутствовало оборудование по очистке сточных вод.

Фото 1.jpg

Фото 1. Система водоотведения п. Переяславка-2 до модернизации

Реализация проекта модернизации системы водоотведения п. Переяславка-2 осуществлялась с учетом результатов инженерно-геодезических изысканий и требований технических условий на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Данный проект включал в себя реконструкцию и строительство канализационных сетей, строительство очистных сооружений производительностью 1000 м3/сутки, а также строительство канализационной насосной станции бытовых стоков производительностью 12 м3/ч.

Реализация проекта была рассчитана на 2016-2017 годы: в 2016 году проведены подготовительные работы по оформлению всех необходимых документов, сама стройка проходила в 2017 году. В процессе были применены новые технологии и современное оборудование, произведенное в России.

В результате, создана современная инфраструктура, отвечающая всем современным требованиям, биологическая очистка стоков происходит с использованием мембранного биореактора, технологический процесс полностью автоматизирован.

Фото 2.jpg

Фото 2. Площадка КОС бытовых сточных вод

Фото 3.jpg

Фото 3. Помещение дизельгенератора в павильоне канализационной насосной станции бытовых сточных вод № 8

Общий объем финансирования проекта составил 157,2 млн. рублей. Причем 60 процентов этой суммы – это средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Средства инвестора (концессионера) и средства консолидированного бюджета составили около 21,1 и 18,9 процентов соответственно.

Следует отметить, что участие в реализации проекта средств государственной поддержки, а также софинансирование проекта из консолидированного бюджета края позволило привлечь инвестора в поселение с небольшим объемом реализации и при этом установить оптимальный срок концессии и тариф на услугу по водоотведению в пределах установленного уровня платы граждан, утвержденного на территории.

Иначе говоря, государственная поддержка позволила создать современную систему водоотведения при оптимальном тарифе. А при реализации проекта только за счет средств инвестора срок окупаемости инвестиций составил бы около 30 лет при росте тарифа для потребителя в три раза. Что неприемлемо ни для инвестора, ни для потребителей.

Татьяна Владимировна, Вы упоминали еще один яркий пример реализации концессии на территории края – проект "Реконструкция системы теплоснабжения в р.п. Чегдомын". Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом.

- В первую очередь, следует отметить те факторы, которые обусловили необходимость реализации данного проекта. Долгие годы в коммунальном хозяйстве поселка Чегдомын был ряд проблем, среди которых и недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества в более качественных коммунальных услугах, и неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов, и высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений, а также неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь в процессе производства и транспортировки до потребителей.

Наибольшее негативное влияние на экологическую обстановку поселка, ненадлежащее обеспечение жителей услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению оказывала котельная № 29.

Этот объект теплоснабжения был построен в 1973 году на окраине поселка. Однако до 1980 года велось активное строительство населённого пункта, в результате чего котельная оказалась в центре пос. Чегдомын.

Мощности котельной № 29 едва хватает для отопления 77,0 тыс. кв. м жилой площади, что составляет лишь 30 процентов от общей жилой площади поселка, и обеспечения горячей водой 2,3 тыс. человек.

Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в 2016 году министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края был разработан проект "Реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын".

Какие мероприятия предусматривает данный проект?

- Проект включает в себя мероприятия по реконструкции котельных № 1 и № 2, строительство тепловых сетей от котельной № 29 до котельной № 1, реконструкцию тепловых сетей, в том числе для обеспечения перспективной тепловой нагрузки, а также строительство новой бойлерной в районе котельной № 29.

Все эти мероприятия производятся для того, чтобы привести объекты централизованной системы теплоснабжения соответствие с требованиями действующего законодательства, сократить расходы на производство услуг теплоснабжения, снизить удельный расход топлива для выработки энергоресурсов, а также уменьшить сверхнормативные потери.

Реализация мероприятий проекта также направлена на создание надежной коммунальной инфраструктуры, имеющей необходимые резервы для перспективного развития, внедрения энергосберегающих технологий, повышения качества услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, и, что не менее важно, на удовлетворение жизненных потребностей и охрану здоровья граждан, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Как связана концессия с реализацией данного проекта модернизации системы теплоснабжения?

- Для того, чтобы иметь возможность реально влиять на ситуацию в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Верхнебуреинского района, с целью не допустить возникновения чрезвычайной ситуации и роста социального напряжения в муниципальном образовании, Правительством Хабаровского края было принято решение о принятии объектов муниципального имущества в сфере теплоснабжения пос. Чегдомын в государственную собственность Хабаровского края для последующей передачи их в концессию.

Затем по результатам проведенного открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения между министерством жилищно-коммунального хозяйства края и АО "Хабаровские энергетические системы" в апреле 2017 года было заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения р.п. Чегдомын.

Стоимость концессии составляет 539,25 млн. рублей, в том числе обязательства инвестора – 190,00 млн. рублей. Необходимо отметить, что это первый проект в коммунальном комплексе края, на который инвестор привлек кредитные средства банка.

На каком этапе сегодня находится реализация проекта реконструкции системы теплоснабжения в Чегдомыне?

- В 2017 году большая часть проекта была реализована: реконструированы котельные № 1 (мощностью 40,00 Гкал/ч) и № 2 (мощностью 16,29 Гкал/час), а также 3,7 км тепловых сетей (для обеспечения существующих гидравлических режимов и перспективных приростов тепловой нагрузки). Кроме того, построены бойлерная 29 квартала (мощностью 13,4 Гкал/час в районе котельной № 29) и тепловые сети от котельной № 1 до котельной № 29 (для обеспечения перспективной тепловой нагрузки от котельной № 1 до новой бойлерной).

С окончанием отопительного периода концессионер продолжил реконструкцию тепловых сетей, а также работы по благоустройству участков над тепловыми сетями.

Необходимо отметить, что после реализации проекта, качественную услугу теплоснабжения получат 9 732 чел., что составляет 70 процентов всего населения пос. Чегдомын. А улучшение экологической обстановки после проведенных мероприятий скажется на всем населении поселения.

Фото 4.jpg

Фото 4. Завершенный участок тепловой сети от котельной № 1 до площадки котельной квартала № 29

Фото 5.jpg

Фото 5. Завершенный участок тепловой сети от котельной № 1 до площадки котельной квартала № 29

Фото 6.jpg

Фото 6. Здание бойлерной котельной квартала № 29

Фото 7.jpg

Фото 7. Технологические трубопроводы и оборудование Бойлерной

 Фото 8.jpg

Фото 8. Тепловая сеть по ул. Софийской

Фото 9.jpg

Фото 9. Бак аккумулятор Котельной №2

 Несомненно, Татьяна Владимировна, приведенные Вами примеры реализации проектов по реконструкции систем коммунальной инфраструктуры показывают, что концессия как механизм привлечения средств работает, и достаточно эффективно. Вместе с тем, существует мнение, что большинство муниципальных концессий имеет формальный характер. Предпринимаются ли какие-либо меры для решения данной проблемы?

– Да, конечно. Для повышения качества концессий, чтобы они реально работали, а не были формально заключенными, в 2016 году в Федеральный Закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Теперь третьей стороной по всем соглашения, которые заключают муниципальные образования, в обязательном порядке выступает субъект Российской Федерации. В случае, если концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, не подписано субъектом Российской Федерации, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Каким образом появление субъекта Российской Федерации как третьей стороны по концессионному соглашению делает его более эффективным?

– Положительное воздействие на качество и эффективность концессионных соглашений, третьей стороной по которым выступает субъект Российской Федерации, вытекает из тех обязанностей, которые возникают у субъекта Российской Федерации по данным соглашениям.

Среди этих обязанностей - установление тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных концессионным соглашением; утверждение инвестиционных программ концессионера в соответствии с заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; а также возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении. Подробнее с обязанностями субъекта Российской Федерации по концессионному соглашению можно ознакомиться в соответствующем федеральном законе.

 В Хабаровском крае уже есть подобные концессионные соглашения, третьей стороной по которым выступает край?

– В 2017 году заключено 3 концессионных соглашения, по которым третьей стороной выступает – Хабаровский край в лице Губернатора края. Это соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Вознесенского поселения Амурского района.

В этом году заключено два соглашения в отношении объектов теплоснабжения с. Рощино и с. Краснореченского Хабаровского муниципального района.

До конца года ожидается заключение порядка десяти концессий.

Татьяна Владимировна, какие выводы Вы могли бы сделать, завершая разговор о концессиях в Хабаровском крае?

– В заключение хотелось бы подчеркнуть, что рынок ЖКХ стал интересен инвесторам и в него пошли деньги с эффективным оборудованием, материалами, технологиями.

Однако, учитывая климатические особенности края, низкую плотность населения, небольшие объемы реализации услуг, сложную логистику территории, инвестор на концессию идет в основном с условием государственной поддержки.



Возврат к списку